| Самоанализ деятельности музыкального руководителя |
САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
МБДОУ ДЕТСКОГО САДА №3 р.п. ТУМБОТИНО
ОРЕШОНКОВОЙ Е.В. ЗА 2013-2014 уч. год
Я, Орешонкова Елена Валентиновна, работаю в МБДОУ детский сад №3 р.п. Тумботино в должности музыкального руководителя с 1992 г. Осуществляю свою профессиональную деятельность, работая по самостоятельно разработанной Рабочей программе музыкального руководителя, основанной на Основной образовательной программе МБДОУ, опирающейся на Примерную программу воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ( Новая программа «От рождения до школы» авт. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева). Осуществляя музыкальную деятельность с детьми, решаю задачи по развитию у них общей музыкальности, музыкальных и творческих способностей; формирую основы музыкальной культуры, накапливаю у детей представления о различных видах и жанрах музыкального искусства, знакомлю с сочинениями отечественных композитов и произведениями мировой классической культуры и пр. В своей работе я учитываю индивидуальные и психологические особенности детей, строю свой педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей. Помимо рабочей программы, реализуемой в работе с детьми, я использую дополнительные методические пособия «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» (О.П.Радынова Л.Н. Комиссарова), «Методика музыкального воспитания в детском саду» (Н.А.Ветлугина), а также применяю следующие технологии:
-Дыхательная и артикуляционная гимнастика, автор А.Н.Стрельникова (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);
- Логоритмика, автор Картушина М.Ю. «Логоритмические распевки» (метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
-Пальчиковая гимнастика авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева «Умные пальчики» (развитие мелкой моторики);
- Психогимнастика, автор Чистякова М.А. (мимические упражнения на релаксацию; коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию, этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной);
-Речевые игры, фонопедические упражнения, при помощи которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Перед пением использую чистоговорки, народные заклички ,пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, народные музыкально-хороводные игры.
-Элементарное музицирование, автор Тютюнникова (связь ритма, музыки и речи, способствующих преодолению речевых нарушений у детей)
- «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной(музыкально-ритмический психотренинг для детей, развивающий внимание, волю ,память, подвижность и гибкость мыслительных процессов ,направленных на развитие творческого воображения, музыкальности, эмоциональности, фантазии);
«Танцевальная палитра» Т.И.Суворовой(создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой,что способствует укреплению здоровья ребёнка ,его физическому и умственному развитию);
-«Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер (эффективна при формировании певческой позиции детей) и пр.
Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребёнка, развивает ценные и коммуникативные навыки; формирует определённый круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
В своей профессиональной деятельности я использую различные формы образовательной деятельности.
НОД проводятся преимущественно в игровой форме, их продолжительность регулируется в соответствии с СанПиН.
Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого НОД и сменой видов музыкальной деятельности. Для достижения оптимальных результатов НОД строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме:
1.Музыкальное приветствие.
2.Музыкально-ритмические движения, творческие задания.
3. Активное слушание музыки.
4. Упражнения для развития дыхания, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.
5. Распевание и пение.
6. Развитие музыкальных способностей ( звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух) через музыкально-дидактические игры и упражнения.
7. Музицирование, игра на детских музыкальных инструментах.
8. Танцы, хороводы, игры.
9.Релаксация.
10.Музыкальное прощание.
Используемые мною программы и технологии, а также осуществление принципов последовательности, систематичности, единства задач обучения, воспитания и развития в освоении дошкольниками образовательной программы по музыкальному воспитанию позволяют достигнуть положительной динамики в освоении воспитанниками ДОУ раздела «Музыка» основной общеобразовательной программы МБДОУ детского сада № 3 р.п. Тумботино.
Мониторинг развития у детей музыкальных способностей проводится по методике диагностики, разработанной Э.П. Костиной. Критерии оценки восприятия музыки разработаны Б.М.Тепловым и включают в себя:
-развитие звуковысотного слуха
- развитие динамического слуха
-развитие тембрового слуха
- развитие чувства ритма
-музыкально-познавательные способности
-эмоциональная отзывчивость на музыку.
Диагностические исследования помогают мне, как музыкальному руководителю проанализировать результаты собственной работы и наметить необходимые перспективы её коррекции с целью достижения наилучших результатов.
Во взаимодействии с детьми я использую демократичный, принимающий стиль взаимодействия, применяю партнёрскую педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью, при этом уважаю личность каждого ребёнка и стараюсь сохранить необходимую дистанцию комфортности для осуществления контакта с ребёнком.
Развитие музыкальных способностей у дошкольников невозможно без создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям пространственно-развивающей среды. Пространство зала и музыкальные центры групп оснащены необходимыми музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми и музыкальными альбомами. Также в работе с детьми я применяю дидактические пособия, разные виды театра, игры-забавы, аттракционы, атрибуты для музыкально- ритмической деятельности и элементы костюмов. Пособия распределяю по возрастному принципу, учитываю гендерные различия детей. Размещаю пособия по принципу гибкого зонирования с учётом федеральных государственных требований.
Н протяжении всего учебного года я принимала активное участие в методической работе учреждения. Мною были подготовлены выступления на тему «Музыкальное экспериментирование», «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников», «Роль музыкального воспитания в развитии связной речи дошкольников». Также я разработала сценарии праздников и развлечений: «Новогодние приключения Маши и Вити», « Космическое путешествие на Планету умных звезд» (выпускной праздник), «Нам посчастливилось родиться на Руси», «Праздник русской горницы», «Малые зимние олимпийские игры», интегрированные НОД (ОО «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»)- «Что у Осени в корзине», «Разноцветный сарафан для Осени», «Волшебные звуки весны» и мн. др. В 2013-2014 уч. году я разработала и провела 4 проекта: долгосрочный творческий проект- « Классическая музыка-детям» и краткосрочные проекты -«Турецкий марш В.А. Моцарта», « Русский сувенир», «Путешествие в балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»», два Положения о конкурсе –« Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников ДОУ («Поет зима, аукает») и «Положение о конкурсе военной песни» для детей подготовительной к школе группы; серии НОД с использованием ИКТ « Путешествие по сказкам К.И. Чуковского», « Международный день музыки», « Знакомство с балетом « Щелкунчик», «Космическое путешествие», «День рожденья леса» «Русские народные песни», «Путешествие по родному краю» « Мороз-воевода», « Поклонимся великим тем годам». Также мною были разработаны и апробированы с детьми интерактивные музыкально-дидактические игры « Красный, желтый, зеленый ( на развитие диатонического слуха), «Почтальон» (музыкально-дидактическая игра нравственной тематики), « Ракета в космосе» ( на развитие звуковысотного слуха). Помимо Рабочей программы по освоению ОО «Музыка», охватывающая весь возрастной состав воспитанников ДОУ ( от1 младшей до подготовительной группы), мною разработана Рабочая программа по использованию в работе с детьми здоровьесберегающих технологий и перспективный план по образовательной области «Музыка» по всем возрастам; создана картотека музыкально-дидактических игр, упражнений на развитие артикуляции, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений и творческих этюдов.
В соответствии с Планом работы на год, я оказываю консультативную помощь родителям, разрабатываю и довожу до их сведения практические рекомендации, советы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Участвую в оформлении информационных стендов для родителей в группах, где размещаю памятки с постоянно обновляющейся информацией по музыкальному воспитанию детей, развитию музыкально- творческих способностей, повышая тем самым компетентность родителей в сфере дошкольного музыкального образования. В 2013-2014 уч. году мною были разработаны консультации и папки-передвижки для родителей : « Содержание ОО « Музыка « (по возрастам), «Международный день музыки», « Праздники в детском саду. Как вести себя на празднике (рекомендации родителям)», « Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей», «Творческие игры для детей», «История балета», « Влияние пальчиковых игра на развитие речи дошкольников», «Музыкотерапия» и др.
В 2013-2014 году в План по самообразованию я включила задачи по совершенствованию всех компонентов речевого развития дошкольников средствами музыкального воспитания. Мною углубленно была изучена литература по данной проблеме. В рамках экспериментальной деятельности был организован логоритмический кружок «Музыкоречевичок» для детей с нарушениями речи.
Взаимосвязь с социумом также является дополнительным ресурсом в художественно-эстетическом и патриотическом воспитании дошкольников, однако в текущем году, ввиду карантина, не удалось осуществить намеченные планы. Надеюсь, что в будущем учебном году взаимосвязь с учреждениями культуры и искусства будет более тесной, и дети смогут насладиться настоящим искусством вживую.
В текущем учебном году я была слушателем двух вебинаров по теме «ФГОС ДО», после чего получила соответствующие сертификаты.
Имею свой мини-сайт на nsportal.ru, свой блог на международном русскоязычном социальном интернет-проекте Maaam.ru, где постоянно делюсь накопленным опытом работы с педагогами (сценарий праздника «Новогодние приключения Маши и Вити», Конспект НОД « День рожденья леса», МДИ нравственно-патриотической тематики «Почтальон», Проект « Путешествие в мир балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»» и др. материалы.
Цель моей педагогической деятельности – развитие творческой, разносторонне развитой, созидающей личности ребёнка. И я считаю, что постепенно, в ходе каждодневной работы с детьми, в тандеме с родителями и педагогами ДОУ, добиваюсь поставленной цели.
На будущее планирую обогатить дидактический и наглядный материал (альбомы, игры, настольные театры) дополнительно приобрести детские музыкальные инструменты. Провести Конкурс для родителей и воспитанников на лучший самодельный музыкальный инструмент.
|
|
Календарь | |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|