вход  | главная | мой профиль | выход    
Понедельник,  06.05.2024, 17:11      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS 
                                                                                                                                                                                                                                       
                          



















                                                                                                                     
        


























































































                                                                                                                                              
            Персональный сайт
         музыкального руководителя
            ОРЕШОНКОВОЙ ЕЛЕНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ 

                                  "Искусство-могучее средство исправления людского несовершенства" Т. Драйзер

 
Меню сайта
Наш опрос
Как вы считаете, нужна ли в детском саду должность музыкального руководителя?
Всего ответов: 6
Статистика                                    

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0































                                         
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
 Добро пожаловать   Информация обо  мне          Фотоальбомы                      Видео                              Мои достижения          

  


Детская страничка

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

Самоанализ деятельности


Отчетная документация



 Статьи
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Орешонкова Елена Валентиновна
Музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада №3 р.п. Тумботино
Павловского района Нижегородской области  
 
       Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка, поскольку именно на данном этапе закладываются основы его психического и интеллектуального развития, происходит формирование основных качеств личности. Одной из самых сложных психических функций человека является речь. Своевременное овладение грамотной, внятной  речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
В ФГОС дошкольного образования  речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, в которой  обозначены  следующие задачи: «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». [3; 2].  
Как известно, на протяжении всего дошкольного детства данные задачи планомерно решаются в ДОО в различных формах взаимодействия педагога с детьми, однако этого порой бывает недостаточно для того, чтобы речь ребенка достигла нормы к школьному обучению. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи дошкольников. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сфер, что может сопровождаться отставанием двигательной сферы, снижением скорости и ловкости, недостаточной координации пальцев кисти руки, недоразвитием мелкой моторики, снижением процессов восприятия к музыкальному звучанию и пр.
 На современном этапе дошкольного образования все больше внимания уделяется необходимости реализации  интегративного подхода в педагогическом процессе  дошкольных образовательных организаций, что способствует целостному развитию личности ребенка за счет взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, всевозможных видов детской деятельности. На уровне интеграции устанавливаются связи между целями и задачами  одной образовательной области с целями и задачами других образовательных областей.
С нашей точки зрения, для речевого развития дошкольников  очень важным является интеграция музыкальной и коммуникативной деятельности, применение специальных музыкальных игр и упражнений, способствующих  развитию всех компонентов устной речи. Насыщение музыкально-образовательной деятельности специальным содержанием, применением методик, обеспечивающих формирование музыкальных способностей, развитие эмоциональной и двигательной сферы у детей существенно повышает общий уровень  их речевого развития.
Взаимосвязь речи и музыкального искусства рассматривалась представителями различных областей науки, которыми было отмечено, что музыка и речь, являясь наиболее важными формами общения, имеют немало общностей. К параметрам сходства музыки и речи ученые отнесли коммуникативность, знаковые и акустические параметры, интонационную основу и пр. Но главное в том, что музыкальное искусство и речь имеют общее начало-звук. Кроме того музыка и речь имеют общие выразительные возможности - интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств: высоты, тембра, силы голоса и звука, темпа протекания, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения [1; 30]
Как показывает практический опыт, интеграция речевого и музыкального развития наиболее эффективно может реализовываться в процессе дополнительной организованной музыкально-образовательной деятельности    при включении в основные виды  музыкальной деятельности различных элементов- ходьбы и маршировки в разных направлениях; упражнений и игр на развитие дыхания, голоса и артикуляции,  на запоминание текстов песен и развития связной речи («Прочитай мнемотаблицы, схемы»); коммуникативных игр и танцев; упражнений, формирующих чувство музыкального ритма и музыкального темпа; музыкально-дидактических игр и упражнений, игр с использованием шумовых инструментов и звучащих жестов, элементарное музицирование и т.д.
Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное  восприятие. Пассивное восприятие, имеющее активизирующий эффект, находит  себя в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.  Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном  музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке; способствует развитию связной речи.  Сопоставление музыки с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию его диалогической речи, обогащению и активизации словаря, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах. Целесообразно использование в образовательном процессе парциальной программы по слушанию музыки О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Творческое восприятие  музыкальных произведений детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей  развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос. Пение помогает корректировать недостатки в речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.  Исполнение песен с короткими, удобными для дыхания фразами содействует развитию у детей силы воздушной струи, что впоследствии  ведет к развитию правильного речевого дыхания.  Важную роль в развитии речи дошкольников занимает использование  колыбельных песен, обогащающих словарь детей за счет содержания широкого круга сведений об окружающем мире («Заинька», «Котя-котенька-коток»). Их грамматическое разнообразие способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Ритмика- один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание и характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразие физических упражнений, танцев и сюжетно-образных движений являются средством наиболее глубокого ее восприятия и понимания. В процессе  музыкально-ритмической  деятельности  у детей развиваются чувство  темпа, ритма и времени, формируются моторные навыки, совершенствуются временно-пространственные представления, развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и пластичность движений. В настоящее время ритмика активно используется в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика», М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» и др.). На основе данных методик созданы циклы интегрированных занятий, используемых в работе с дошкольниками, направленные на развитие их музыкальных способностей и речевое развитие.
Особую роль в овладении  правильной речью играют упражнения на развитие мелкой моторики и кистей рук- пальчиковая гимнастика, к использованию которой в настоящее время все чаще обращаются  в своей работе музыкальные руководители. Е.А. Поддубной создан сборник музыкальных пальчиковых игр, специально предназначенный для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Е.Железнова и С. Железнов разработали комплексы упражнений по развитию мелкой моторики под музыку. Применение данных методик  в музыкальной деятельности дошкольников  способствует развитию у них музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Ритмичные движения пальцев рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи. При помощи стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Также проблему развития мелкой моторики решает  элементарное музицирование и игра на детских музыкальных инструментах.  Создание шумовых оркестров  по методике Т.Э Тютюнниковой.- замечательное средство развития не только метроритмического слуха, но и мелкой моторики детей. Здесь ребенок учится контролировать процесс звукоизвлечения не только слухом, но и волевым усилием руки, отчего и происходит ее мышечная работа.
  Овладение умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд (металлофоны, детские аккордеоны) способствует развитию слуха детей, что очень важно для развития речи ребенка, так как научно доказано  функциональное единство речи и слуха.
Таким образом,   музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.
 
Библиографический список:
  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.: Учебно- изд. лит. Книги первая и вторая. - 2-е издание. -Л: Музыка., 1971.-369 с.
  2. Деркунская В.А. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» в образовательном процессе детского сада/Справочник музыкального руководителя №3, 2013.-80с.
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №1155  «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»- М.,: 2013г.
 
 
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


























  • Copyright MyCorp © 2024